Как обеспечить доступность сайта и не потерять ни одного клиента

Если сайт недоступен даже 1−2 часа, это может привести к серьезным проблемам: компания потеряет деньги и клиентов. Разберемся, почему так важно обеспечить круглосуточную доступность веб-ресурса и снизить риск потери клиентов и прибыли. Наши рекомендации помогут сохранить работоспособность сайта в большинстве случаев.

К чему ведет недоступность сайта

Сбои в работе возможны у каждого веб-ресурса — от этого никто не застрахован. Он может отключиться полностью или частично. О полном отказе уведомляют специальные сервисы, например, «Яндекс Метрика». Однако если фактически портал работает, но некорректно, полагаться на эти уведомления нельзя.

На скрине ниже — наглядный пример ошибки, когда сайт фактически доступен. В таком случае никакая система мониторинга не напишет сообщение, что он сломан. Но взаимодействовать с ним невозможно, потому что не работает база данных. Такое может случиться, если база, например, превысила доступный на сервере размер или по другим причинам.
Сбой в работе веб-ресурса

Последствия недоступности сайта


  • Не работает реклама. Контекстная реклама в поисковике ведет на неработающий ресурс и останавливается. Затем уходит время на ее запуск и восстановление эффективности. Это влечет лишний рекламный расход или снижение количества заявок. Продажи становятся нестабильными, а часть рекламного бюджета слита впустую.
  • Недоверие заказчиков. Если у компании периодически не работает интернет-площадка, это может стать одним из факторов выбора другого поставщика.
  • Снижение позиций в поисковиках. Поисковики негативно относятся к временной недоступности сайта и понижают позиции. Эффект может сохраняться не один день, что снижает число новых потенциальных заказчиков.

Как обеспечить постоянную доступность

Хостинг

Если вовремя не оплатить хостинг, сайт перестанет работать. Причина — человеческий фактор: забыли, заработались и не оплатили. Чтобы этого избежать:

  • Привяжите к сервису оплаты банковскую карту. Средства спишутся автоматически, когда придет время.
  • Включите уведомления от хостинга по email и смс. Тогда вы не пропустите срок оплаты.
  • Оплатите хостинг на год вперед. Это выгоднее, чем пополнять счет ежемесячно. Через 12 месяцев не забудьте повторить оплату.
  • Проверяйте наличие места на хостинге. Если его не хватает, база данных сайта может отказать. Шаблоны будут загружаться, но некоторые страницы, например, каталог или статьи блога, пропадут. Поисковые роботы быстро переиндексируют «пустые» страницы, и это снизит позиции сайта в поисковой выдаче.
Кроме того, если место на хостинге заканчивается, может замедлиться работа портала. Это повлияет уже на решения потенциальных клиентов. Вероятность обращения в компанию снизится — при высокой конкуренции пользователи выбирают более быстрые ресурсы.


  • Чтобы быстро восстановить работоспособность с минимальными потерями, чаще делайте резервные копии. Сайт могут взломать злоумышленники с целью рассылки рекламы или вымогательства. Они направляют роботов, тормозящих работу через множество одновременных действий (DdoS-атака). Многие хостинги позволяют настроить запись резервных копий каждые 2−3 дня и хранить несколько последних. Без копии возврат управления интернет-площадкой обойдется дорого. Придется или заплатить указанную хакерами цену, или сверстать сайт заново с ограниченной или полной функциональностью.

Путь клиента

Нужно проходить «путь клиента» на сайте хотя бы один раз в месяц. Это поможет проверить работоспособность форм обратной связи и других элементов. Задачу можно поручить менеджеру по продажам, секретарю или помощнику. Один раз в месяц рекомендуется проделать действия:

  • Зайти на сайт и сделать заявку в роли клиента.
  • Убедиться, что данные из заявки приходят к вам, и они корректные.
  • Таким способом проверить все формы обратной связи: в каталоге, контактах, шапке сайта и т. д.

Дополнительные меры


  • Подпишитесь на уведомления о работоспособности интернет-ресурса в «Яндекс Метрике». Сервис отследит полное отключение портала с ошибкой. Но это работает только в комплексе с другими мерами: частичный сбой отследить не получится.
  • Каждый день заходите на сайт вашей компании и проверяйте его работоспособность.